вы смотрели
избранное
корзина
вызвать менеджера
обратный звонок+7 (495) 201-32-27
ежедневно с 9.00 до 22.00
Гассал – тот, кто омывает умершего; родственник или нанятый человек.
Гусль – омывание тела умершего.
Дафн – похороны, захоронение.
Джаназа – похоронная молитва.
Дуа – прошение к Аллаху.
Кабр – могила.
Кафан – погребальный саван, включающий изар (ткань для нижней части тела), камис (ткань для верхней части тела), лифафу (ткань, закрывающую тело целиком) и две части специально для погребения женщин: химар (платок) и кирку (ткань, которую кладут на грудь).
Ляхад – ниша для тела в могильной яме.
Такфин – процесс оборачивая усопшего в саван.
Тобут – похоронные носилки.
Шахада – предсмертная молитва, подтверждающая, что умерший признает Аллаха единым Богом.
Перед самой кончиной человек должен успеть произнести Шахаду – считается, что Аллах будет благосклонен к тому, кто это сделал; если он уже не в состоянии произносить слова Шахады, это должны сделать те, кто находится с ним в его последний час. Рядом с умирающим, кстати, обязан кто-то находиться, дабы подать ему стакан воды. Это дань старинной традиции, которая, в основном, неукоснительно соблюдается.
Когда родственники (или те, кто присутствовал рядом) удостоверяются в том, что человек отошел, его поворачивают на правый бок так, чтобы его лицо было обращено к Мекке. На крайний случай возможно оставить его и на спине – но так, чтобы в сторону Мекки были направлены его ноги. Присутствующие произносят дуа о прощении грехов умершего.
Усопшему закрывают глаза и подвязывают челюсть, а затем начинают гусль – в нем участвует до четырех человек одного пола с усопшим. Исключение может быть сделано для супруга умершего. Тела не омываются, если не нашлось ни одного человека одного пола с усопшим, либо если усопший был шахидом, то есть принявшим мученическую смерть во имя веры, родины, семьи и т.д.
После гусля начинается этап такфина. Младенцев и маленьких детей заворачивают в одну часть кафана, мужчин – в три, женщин – в пять (см. словарь). Дети мужского пола до 9 лет могут быть завернуты в саван как младенцы либо как взрослые мужчины.
Подготовка к погребению начинается немедленно – закон предписывает, чтобы умершие были похоронены в течение суток, то есть либо в этот же день, либо, если человек умер ночью, на следующий. Именно поэтому транспортировка тела мусульманина в другую страну чаще всего невозможна.
Донорство в исламе разрешается и одобряется, так как помощь одному человеку приравнивается Кораном к помощи всему человечеству. По поводу какого-то конкретного случая донорства родственники консультируются с имамом.
Вскрытие обычно не практикуется, и родственники могут на законных основаниях отказаться от этого процесса, так как он считается осквернением тела. Хотя, конечно, в ряде случаев (особенно – в немусульманских странах) закон будет обязывать к этой процедуре: например, при подозрении на криминальный характер смерти.
Бальзамирование и косметологические процедуры также не практикуются, и все по тем же причинам: они считаются осквернением тела.
Кремация в исламе запрещена.
Перед погребением тело помещают на тобут и перемещают в специальную комнату в мечети, где над ним читается джаназа. При этом все присутствующие образовывают три линии по отношению к покойному: в первой стоят близкие ему мужчины, затем другие мужчины и дети, а уже в последней линии – женщины.
Мусульманские захоронения не похожи на христианские. Во-первых, при дафне не используется гроб, а тело не просто опускается в кабр, а помещается в ляхад. Кабр должен быть достаточно глубоким – обычно он копается по размеру роста усопшего, как если бы он стоял на двух ногах с вытянутой вверх рукой. Тело укладывают в ляхад так, чтобы оно было повернуто на правый бок, а лицо «смотрело» в сторону Мекки.
На дафне считается некорректным и неуместным громко выражать свое горе – крики и плач считаются свидетельством отсутствия веры. Присутствующие приносят тазию близким родственникам, но только в течение трех дней и только единожды (если человек был в пути, ему разрешается принести соболезнования с опозданием). Ношение траура длится до сорока дней. Исключение составляет вдова, которая носит траур четыре месяца и десять дней.
Закон запрещает хоронить неверных на мусульманских кладбищах, также как и мусульман – на немусульманских. Хотя, конечно, иногда на наших кладбищах мы и наблюдаем исламские могилы – это делается только от невозможности поступить согласно закону.
Ислам не одобряет установку пышного памятника для мусульманина с богатым оформлением – допускается надгробный камень с указанием имени и дат, а также, возможно, гравировка недлинной цитаты из Корана. Однако сейчас мы можем видеть, как похоронная традиция отошла от этих строгих канонов, и мусульманские памятники подчас выглядят не так строго. Например, верх надгробия может быть срезан в виде профиля купола-гамбиза (как у мечети), а оборотная сторона памятника украшена гравировкой той же мечети, цитаты из Корана, полумесяца со звездой.
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *
корзина